вторник, 5 марта 2013 г.

О склонности к определённым заболеваниям: Система трёх дош.



В соответствии с учением Будды, живое существо –
это совокупность ума (nāma) и материи (rūpa).

Ум, в свою очередь, представляет собой совокупность ощущений, распознавания, конструирования и сознания.
Материя представляет собой совокупность четырёх элементов – твёрдого, жидкого, движения и теплоты.


(если, что есть правильно, не обращать внимание на «страшные названия» и на религиозную основу, а читать в контексте системного подхода к сохранению здоровья, то можно увидеть суть природы вещей).

Махабху́та (mahā-bhūta, «первоэлемент»)

В индуиизме -пять великих или универсальных элементов:

Земля (Притхив)- элемент связан с запахомм.
Вода (Джала или Ап) - элемент связан со вкусом.
Огонь (Теджас) - элемент связан со зрением.
Воздух (Вайю) - элемент воздуха, связан с осязанием.
Эфир (Акаша) - элемент пространства, связан со звуком.

В буддизме - обозначение четырёх компонентов, составляющих матери. (rūpa) или форму. Термин махабхута имеет двойственное значение, используется не только для описания физических и физиологических явлений, но и психологических, как разновидности осязаемого.

Земля (prthivi) - «элемент твёрдости-мягкости» (pathavi-dhatu) – инерция.
Вода (āp) - «элемент гладкости-шероховатости» (apo-dhatu) – сцепление.
Огонь (tejas) - «элемент тепла-холода» (tejo-dhatu) – излучение.
Ветер (vāyu) - «элемент легкости-тяжести» (vayo-dhatu) - вибрация.

Однако, уже в Японском буддизме мы видим все 5 элементов (gogyō (五行)), как и в индуизме:

Земля - Chi (или ji) - tsuchi, означает «мир» в смысле – земля и включает: твердые обекты, такие как камни, а также кости, мускулы и ткани человеческого тела. 
Эмоционально: упрямство, коллективизм, стабильность. Ментально: уверенность.

Вода - Sui или mizu, - все жидкое, текучее, бесформенное, а в теле человека – это кровь и все остальные жидкости. 
Вода – это эмоциональность, адаптивность, гибкость, податливость и магнетизм  

Огонь - Ka или hi, - энергитичность, сила, движение и передвижение в пространстве чего-либо. Типичный пример – животные. В живом теле (любом) – это метаболизм, тепло тела. 
Эмоционально и ментально – движение и страсть, также защита, мотивация, желание, целеустремленость и «бъющая фонтаном» энергия.    

Ветер - Fū или kaze, - растущее, увеличиваюшееся, расширяющееся, летящее и непостоянное. Помимо воздуха как такового, облаков, дыма, тумана и ветра, отличный пример – человеческий ум: с ростом тела и со временем он учится, создает «свое» и представяет индивидума. В живом теле – это дыхание и все, что связано с процессом газообмена. Эмоционально и ментально – беззаботность, открытость восприятия, легкость и широта, надежда, иллюзорность, сострадание и мудрость.

Пустота - Kū или sora, - это небо (в прямом переводе).или рай, то есть, то, что далеко от ежедневного и материального. Прежде всего – это дух, мысли и творческая энергия. Это способность думать, общаться, спонтанно создавать. Пустота - высший из пяти элементов и может быть назване основой интуицией и «даром свыше».

Система трёх дош

     «Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (nāma). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату

Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши - которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.

Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему. 

Капха (вода и земля) -  принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения – Пракрити (это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи, означающее Изначальную природу).

Пракрити независима и активна, состоит в свою очередь из трёх гун:

Саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;

Раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;

Тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. 
Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям.

Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с типом Пракрити). 

Насчитывается семь основных типов Пракрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Комментариев нет:

Отправить комментарий