пятница, 14 июня 2013 г.

Диеты и духовная практика: что первично

... что вторично, а что естественно-приходящее в процессе: из блога философа и практика Марии В. Николаевой.

" ... Давайте сразу поймем, что нет никакой «самой лучшей диеты», которая подходт всем и всегда – поэтому рекомендовать конкретную систему питания я отказываюсь в принципе. Более того, давайте слегка напрягем память – и вспомним, что любая духовная практика в своем развитии (хоть христианское духовное делание в пустынях, хоть индийская йога в джунглях и на ледниках) шла по пути аскетического отношения к питанию – то есть самоограничению, как по количеству, так и по разнообразию, а вовсе не созданию изысканного рациона с труднодоступными продуктами. То есть подход к питанию у практикующего должен упрощаться, а не усложняться! Ибо диета – это всего лишь одно из условий для духовного развития, а не принцип и уж тем более не догма :) Не нужно переворачивать все с ног на голову, и пища – для человека, а не человек – для пищи.

Итак, не диета вообще, а критерии для выстранивания и изменения личного питания:

- Климатическая зона и социальная ниша, ибо не может человек питаться одним и тем же на экваторе и в заполяpье, в тишине монастыря и при заводских сменах

- Индивидуальная конституция организма (например, по аюрведе), которая без специальной балансировки может не меняться на протяжении всей жизни.

-Местные продукты – доступность пищи в конкретной местности, особенно при поездках, ибо нет ничего глупее, чем возить с собой еду или заказывать бандеролями.

- Врожденные и текущие заболевания, которые могут потребовать временного изменения рациона, но пренебрегать им не следует, как бы действительно хуже не стало.

- Конкретный период практики, ведь в ритритах нужно менять также и питание, а также при акценте на проработку частных техник могут быть нужны/вредны разные продукты.

- Выделенные в сезонных циклах периоды очищения или восстановления, которые могут быть полезны довольно долго, но опасны для организма, если сделать их постоянными.

- Чуткое реагирование на ситуацию – эмоциональные сбои (стрессы или упадки сил) и внешние вызовы (нужно всю ночь работать) могут требовать разовых коррекций.

- Углубление специфических состояний – в принципе, только при продвинутых практиках, когда питание может стать «нечеловеческим», эдак одной праной на 116-м году жизни :)

- Тренировка организма, ведь от избыточной заботы о вкусной и здоровой пище тело может "изнежиться", - буквально, изредка под контролем питание «запретной» едой.

- Критерии этикета, когда ваш личный выбор рациона идет вразрез с общественным мнением, которому лучше соответствовать, коль скоро есть более высокие ценности, чем еда.

На каждый из этих пунктов можно привести кучу примеров, и исторических и практических. Хуже всего, когда человек решает выбрать себе какую-то жесткую диету, а потом с ума сходит от того, как ее придерживаться, несмотря ни на что вокруг.

Точно так же с переходом на вегетарианство – это не принцип! При нормальном развитии событий, вегетарианская диета устанавливается сама собой по мере очищения и практики, когда начинает меняться энергоструктура, и организм сам отторгает слишком тяжелую грязную еду. ... По мере преподавания, я наслушалась уже много историй, когда мне с удивлением рассказывают, как после начала практики люди просто больше не могут даже смотреть на мясо или забывают о нем. Таково нормальное развитие событий, которое не нужно форсировать, если вы с детства питаетесь мясом и живете в среде мясоедов. "



полностью текст

Комментариев нет:

Отправить комментарий